Допуск к ОГЭ по русскому языку призывает к общению
В 2018/2019 учебном году появится новая отдельная процедура — допуск к основному государственному экзамену (ОГЭ) по русскому языку. Допуск будет выражаться в устной форме и носить характер собеседования.
Устные форматы — не новость для учащихся, однако впервые в подобной процедуре будут участвовать все российские выпускники одновременно. Процедура несложная, но потребует от школьников навыков общения.
В современном мире с развитием новейших технологий дети начинают терять коммуникативные навыки. Устный формат экзамена как раз призван развивать коммуникацию учащихся.
Типы заданий:
Всего будут четыре задания.
Первое задание — чтение вслух. Тексты будут подобраны так, чтобы выявить способность школьника владеть орфоэпическими нормами, ударениями и интонацией.
Второе задание — пересказ с цитированием. Ученику нужно будет построить свой пересказ текста таким образом, чтоб в него можно было органично «встроить» цитату.
Третье задание ‒ монологическое высказывание. Учащийся может самостоятельно выбрать разновидность монолога: описание (по фотографии), рассуждение (ответ-рассуждение на опорный вопрос «Нужно ли...?») и повествование (рассказ с опорой на наглядный материал).
Все необходимые материалы для ответа школьникам будут предоставлены.
Четвёртое задание — участие в диалоге. Задание разработано таким образом, чтобы выявить умение учащегося поддерживать разговор, аргументированно отвечать на поставленный вопрос, формулировать проблему, доносить до собеседника коммуникативную задачу.
Система оценивания:
Общий итог: зачет/незачет
Максимум для каждого задания: от 2 до 4 баллов в зависимости от типа задания
Суммарный максимум: 19 баллов
Минимум, необходимый для получения зачета: 10 баллов
Дополнительные баллы ставятся за соблюдение правил и норм литературного языка и за речевое оформление высказываний при выполнении 3 и 4 заданий (в монологе и диалоге).
Учитель выставляет оценки в специальный бланк непосредственно в процессе ответа в соответствии с установленными критериями.
В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись.
Время собеседования:
На подготовку к каждому из четырех заданий отводятся 1–2 минуты.
Все собеседование длится не более 15 минут.
Место проведения:
Девятиклассники будут проходить собеседования в своих школах.
Примеры заданий
Задание 1
Чтение вслух в основном текстов научно-публицистического характера.
Время на подготовку: 2 минуты.
Оценка: от 1 до 2 баллов.
Внимание: Учитываются темп чтения, интонации, паузы в нужных местах, смысловые акценты.
Все тексты, используемые на собеседовании, посвящены выдающимся личностям: Циолковскому, Пирогову, Гагарину и др. Стоит отметить, что это не только люди, имена которых уже давно вошли в историю, но и наши современники, например, доктор Лиза.
Задание 2
Пересказ прочитанного текста, который необходимо дополнить своими комментариями, размышлениями.
Время на подготовку: 1 минута.
Оценивается от 1 до 4 баллов.
Внимание: Необходимо выделить главную тему текста и подтемы.
При пересказе за уход в сторону от темы баллы снижаются.
Задание 3
Монолог на одну из предложенных тем. Ученику предлагается несколько тем на выбор (например, праздник, поход, мода). Обычно к этому заданию прилагается фотография или рисунок и план пересказа.
Время на подготовку: 1 минута
Время ответа: не более 3 минут
Оценивается от 1 до 3 баллов.
Внимание: Нужно осветить все пункты плана, показать свое умение вести связную монологическую речь, способность последовательно, логично, аргументированно излагать свои мысли.
Задание 4
Диалог с членами экзаменационной комиссии на эту же тему, которая была выбрана самим учащимся при выполнении третьего задания. Оценивается максимум в 2 балла.
Внимание: Проверяются умение давать развернутый ответ на выбранную тему и лексический запас учащегося.
Успехов в сдаче экзаменов!